Не вызывает сомнений тот факт, что ношение любого оружия подразумевает собой выполнение некоторого рода правил. Что уж говорить о таком утонченном оружии истинного эстета как шпага. Она стала символом целой эпохи, всюду неся с собой дуновение прохладного бриза романтики. Но и овладеть правилами этикета, связанного с ношением шпаги, было не менее сложно, чем разобраться со всеми хитросплетениями этикета двора Его (или Ее) величества. Думается, все изложенное далее будет интересно почитать всем благородным сэрам, донам и мсье.
    Итак...
    НОСИТЬ ШПАГУ без ножен, c обнаженным клинком не было принято никогда и нигде за исключением подмостков сцены в наше время. Объяснить этот недопустимый с точки зрения 
реальной жизни способ носить шпагу можно только бедностью реквизиторского цеха или полным пренебрежением иных театров к исторической достоверности. В действительности шпага всегда помещалась в ножнах, прикрепленных к портупее. Носили наплечную портупею и
поясную портупею. Шпага висела у левого бедра несколько наклонно, так что эфес выдавался чуть вперед, а нижний конец ножен немного приподнимался над полом сзади.
    Обнажали шпагу в зависимости от ситуации по-разному.
    САЛЮТ. Наиболее простой выглядит следующим образом:
    1. Руку со шпагой сгибают в локте, кисть подносят к лицу, разворачивая к нему ладонью: гарда шпаги при этом оказывается у подбородка, а острие направлено вертикально вверх.
    2. Правую руку распрямляют вперед-вниз, в наклонное положение, а голову склоняют в сторону приветствуемого.
    3. Голову поднимают, оставляя руку в том положении, из которого был начат салют.
    Теперь можно становиться в боевую стойку или убрать оружие в ножны.
    Более сложный салют включает движение ног:
    1. Правой ногой делают шаг вперед и подносят шпагу к лицу, как в предыдущем способе.
    2. Вес тела передают на левую ногу и сгибают ее в колене, как бы усугубляя поклон
(рука действует так же, как и в простом салюте).
    3. Все тело принимает исходное положение, причем правую ногу подставляют назад к левой,а не наоборот.
    Наконец, в особо торжественных случаях исполнялся салют с коленопреклонением. Действия правой рукой при этом салюте те же, что и в первых двух вариантах.Правой ногой делается шаг вперед, ставя,  одновременно с этим, левое колено на пол. Дальнейшие действия выполняют стоя на колене и заканчивают поклон стоя на колене. В этом же положении часто и убирают шпагу в ножны, и лишь затем встают во весь рост.
    КЛЯТВЫ на оружии произносили (естественно) только с обнаженной шпагой. Следовательно, перед клятвой шпагу извлекали из ножен тем или иным способом. Затем руку со шпагой вытягивали вперед, наклонно вверх или наклонно вниз. Голову при этом держали поднятой немного вверх. Такое положение тела сохраняли в течение времени, пока произносили (или слушали как кто-то произносит) клятву. Имел место и другой способ клятвы на шпаге: держа ее перед собой за клинок обеими руками так, что эфес приходился на уровне лица. Локти рук при этом согнуты. Часто по окончании клятвы целовали клинок шпаги.
    ОТКАЗ ОТ БОЯ так же имеет свои приемы. Если шпага только немного выдвинута из ножен, а тело находится в одном из подготовительных к боевой стойке положений (в начале поворота, левой ногой вперед или левой ногой назад), то о нежелании драться достаточно загнать шпагу обратно в ножны ударом правой руки по эфесу и приставить ногу в свободную позу – лучше движением ноги назад. Если бойцы стоят в боевой стойке, то о нежелании продолжать бой заявляют двойным ударом правой ноги в пол  (это действие так и называется - “стучать”).После него может быть исполнен салют, затем шпага убирается в ножны.
    ПРИ СДАЧЕ В ПЛЕН ИЛИ АРЕСТЕ шпагу можно передавать как обнаженной, так и в ножнах.
Передача шпаги в ножнах совершается двумя руками: нижний конец ножен кладут на ладонь левой руки, затем правой рукой немного подбрасывают вверх эфес и ловят на ладонь клинок ниже эфеса. Затем руки с лежащей на них в горизонтальном положении шпагой вытягивают 
по направлению к тому, кому ее вручают. Если хотят выразить особое уважение к тому лицу,
становятся на левое колено и наклоняют голову в тот момент, когда протягивают шпагу.
Шпагу в ножнах передавали и одной правой рукой: слегка подбросив ее правой рукой, ловили за клинок под гардой и протягивали рукояткой вперед. Обнаженная шпага передавалась только таким способом. При этом эфес подбрасывали вверх от себя; чем больше размах движения подброса, тем более “дерзкой” выглядела такая передача.